Таиланд – плавильный котел азиатской культуры, в нем смешались влияния самых разных культурных традиций региона, и потому происхождение национальных танцевально-драматических представлений может быть отслежено из множества различных источников. Но в первую очередь это, без сомнения, завоевание тайцами столицы кхмерской империи Ангкора в 1431 году. По обычаям того времени жителей побежденной страны уводили в плен, так в Аюттхаю в числе прочих были привезены кхмерские придворные танцоры и музыканты. Было положено начало нескольким видам драматического искусства, которые продолжают свое существование и по сей день.
От утонченных залов королевского дворца до запыленных деревенских площадей богатейшая традиция драматического танца Таиланда дарит вдохновение и наслаждение каждому, кто становится свидетелем этих действ. Однако самая почитаемая театральная традиция воспроизводит древний индийский мифологический эпос «Рамаяну», в Таиланде известный как «Рамакиен». В добавление к представлению в масках кхон история, рассказанная на страницах «Рамакиен», отражена во множестве других видов исполнительских искусств, от разнообразных кукольных представлений до театра теней.
Самыми известными являются представления театра кхон. Сюжет этих представлений – пересказ поэмы «Рамакиен» на языке танца, причем чаще всего несколько сокращенный, в том числе с помощью «жонглирования» эпизодами, которым дают отдельные названия.
Под покровительством короля Рамы II был возрожден и адаптирован специально под сценические постановки «Рамакиен» так называемый театр теней. Нанг яйи – искусно вырезанные из шкур буйволов фигуры, примерно один метр в высоту, располагались за подсвеченным полотном-экраном и управлялись под звуки оркестра. Представление велось с параллельным рассказом о происходящих событиях и характере персонажей, которых изображали резные фигуры-тени.
Популярной была и другая форма театра теней – нанг талунг. Подобно нанг яйи, эти фигуры вырезали из кожи, только для этого использовались телячьи шкуры и размер изделий варьировался от пятнадцати до пятидесяти сантиметров в высоту, а в довершение их раскрашивали в яркие цвета.
Помимо прочих жанров, во время правления короля Рамы II выделялся также театр хун луанг, или придворныйкукольный театр. Хун луанг – театр объемных марионеток высотой около одного метра. Куклы управлялись мастером с помощью натянутых нитей, но в отличие от западного образца не сверху, а снизу.
ПО МАТЕРИАЛАМ СТАТЬИ ЖУРНАЛА «АЗИЯ»